Масляков

Интервью для «Редакции»: про КВН, цензуру, Путина, Навального и юмор

Полная расшифровка беседы Александра Васильевича Маслякова с Youtube-каналом «Редакция»

1 1

Президент Международного союза КВН Александр Масляков нечасто дает большие интервью, однако поговорить с Алексеем Пивоваровым согласился. Часть этого разговора была показана в выпуске «Редакции» про юмор, а здесь мы публикуем полную расшифровку той беседы, которую мы записали в центре «Планета КВН», где раньше располагался кинотеатр «Гавана».



— Давно вы в этом кинотеатре?

— С 2012 года, по-моему.

— Шесть лет, то есть? И это полностью ваше хозяйство?

— Это все наше хозяйство, да. Собственно, благодарить надо вы знаете кого: президента и мэра.

— Серьезно у вас тут, все на замках.

— Как серьезно? Вот фонтан! Разве это серьезно? Он какое-то время бил, что-то из него лилось.

— Это отражает ваш художественный вкус, или не очень?

— Нет, мой художественный вкус — только про то, чтобы ему квнщики соответствовали в своих деяниях. И даже это очень громко сказано. Телевидение, чего вам объяснять, не один человек делает. Его делает масса людей, поэтому «мой художественный вкус» или «не мой художественный вкус»... Главное, чтобы получалось качественно.

— Всегда решает один человек, а остальные делают.

— У нас демократия.

— Мне кажется, вы немного лукавите. Про вашу авторитарность достаточно известно.

— Ой, слушайте, про меня столько «известно». Не скажу, что я что-то насаждаю. Но на кого-то всегда нужно иметь возможность все свалить, если что. И вот, этот кто-то — я. Понимаете, если все хорошо — это мы все сделали. А плохо — это же Масляков сказал.

— Основная движуха, я так понимаю, происходит в Сочи, на фестивале?

— У нас основная движуха происходит везде. И здесь, и там, где мы снимаем премьер-лигу, и там, где детский КВН, московские, студенческие лиги — а их тоже множество в Москве.

— А сколько профессионально играющих КВНщиков в Москве?

— У нас профессионально никто не играет, это все художественная самодеятельность. Потом они становятся профессионалами уже на каком-то канале — их приглашают, и они становятся звездами.

Я боюсь соврать, сколько квнщиков в Москве, мне проще сказать сколько в России. Главная — это высшая лига, потом премьер-лига. Это то, что идет в эфире «Первого канала». В России у нас 71 региональная лига. Что такое региональная лига? Это какой-то город, где активное КВН-движение, и близлежащие районы. Чтобы не нужно было в Москву каждый раз ездить, чтобы поиграть друг с другом, они делают это на своих площадках, по всей России.

Я уже не знаю, как там с КВН в зарубежных странах, хотя было большое движение и в Штатах, и в Израиле. И даже изучавшие русский язык студенты Сорбонны в Париже, практикуясь в знаниях, пытались играть в КВН. есть возрастные команды.

— Мне кажется, что в премьер-лиге уже настоящие профессионалы работают — им пишут сценаристы, они этим зарабатывают.

— Все команды работают по-разному. Я больше люблю команды, которые сами придумывают и сами себе пишут. Но сейчас такое время и такой уровень игры — не у всех может получиться. Что говорить, если ежегодный фестиваль проходит в Сочи уже 30 лет подряд. На первый фестиваль приехало аж 14 команд, и мы были счастливы, что так много. А последние три-четыре года приезжает от 400 до 500 команд.

— А чтобы работать под брендом КВН они должны, соответственно, заплатить?

— Ничего они не должны.

— Если у меня есть команда в Челябинске, разве я не должен заплатить за использование бренда КВН?

— Нет. Абсолютно! Приезжая в Сочи на фестиваль, они делают какой-то взнос — мы арендуем зал, помогаем с гостиницами и так далее. А за то, что они играют сами по себе, никто денег не возьмет. Если вы придете, Леша, и скажете: «У меня есть команда КВН», с вас я ничего не возьму.

— Боюсь, у меня с юмором не так хорошо.

— А это не имеет значения. Мы же говорим о том, платят или не платят. Есть желание — вперед! Играйте в КВН. Как я могу сказать «нет»?

— А все-таки, те, кого показывают по «Первому каналу» — премьер-лигу и высшую лигу — они производят на меня впечатление профессионалов. Люди занимаются, в основном, только этим, таким образом зарабатывают себе на хлеб.

— Нет-нет! Все-таки до этого еще не дошло. Это самодеятельность в значительной своей части. Повторяю, если какому-то телеканалу показалось, что вот, звезда квновская появилась, и команда закончила играть, и эту звезду бы хорошо взять на работу и поручить ей что-то делать — пожалуйста! Тогда человек и становятся как бы профессионалом.

Я как-то квнщикам говорил, но, по моему, они не очень благосклонно восприняли, — я скептически отношусь к отдельным звездам. Понимаете, когда стоит команда с готовым выступлением, каждый игрок вносит свою краску, свою ноту. Этот — до, этот — ре, этот — ми. Потом, когда команда перестает существовать, а кто-то один очень понравился зрителям, чаще всего выступать сольно зовут именно его. И когда я смотрю на него, я слышу только вот эту ноту ре. Он, стоя в линейке своей команды, говорит «ре, ре, ре, ре», и больше ничему не научился. Это обидно и это плохо.

Хотя есть пяток людей безусловно талантливых, не буду их называть, они могут и другие ноты брать. Честь им и хвала. Но каналы берут их не за это, а за то, что они засветились своим фейсом.

— Как раз про интернет хотел спросить. Вы недавно говорили, что по возрасту сегодняшняя аудитория КВН мало отличается от той, что была 55 лет назад. Но мы говорили с вами о том, что нынешняя молодежь смотрит все не в телевизоре, а в интернете.

— Молодежь, которая любит КВН (а этой молодежи достаточно), сначала смотрит его по телевизору. Но вот в чем их отличие от предыдущих болельщиков и поклонников КВН — они имеют возможность посмотреть выпуск в интернете, если не увидели в эфире. Вот, собственно, и все. А так, смотрят телевизор, смотрят.

— Очень интересно понять, как за эти 50 с лишним лет поменялся юмор. Вы можете вспомнить какие-нибудь шутки, которые были тогда, на заре КВН, а сегодня вообще непонятны?

— Приведу самый популярный пример из прошлой жизни. Представитель партии спрашивает: «Ну что, молодежь, чего бы вам хотелось?». А игрок отвечает: «Партия, дай порулить!». Сегодня надо объяснять, что слоганы «Слава КПСС» и «Партия — наш рулевой» висели на каждом доме. А эта шутка, она тогда зал просто взорвала.

— А как складывались отношения КВН с классической советской эстрадой? Я почему спрашиваю: мы недавно говорили с Петросяном, и он как-то очень нелицеприятно отзывается о КВН, в чем проблема?

— Простите, Евгений Ваганович! Квнщики в свое время тоже нелицеприятно отзывались о том, что произносится компанией Евгения Вагановича, но тут была другая подоплека. Звучали шутки, которые уже прозвучали в КВН, были придуманы квнщиками, но под тем или иным соусом выдавались «Кривым зеркалом».

— А в целом, когда КВН появился, он составил конкуренцию старой советской школе эстрадного юмора?

— Не когда появился, а чуть позже. Мне легче говорить о 1986 году, когда мы возрождали эту игру. Тогда конкуренция была. Но, по-моему, все устаканилось и каждый поет свои песни.

— А сколько длился период, когда КВН не было?

— Порядка 14 лет. Не скажу, что я сидел дома вечерами и мечтал, чтобы КВН вернулся. Но я достаточно неожиданно и много лет посвятил КВН, оказавшись на телевидении. Конечно, у меня была масса других передач. Но когда я, Андрей Меньшиков, еще пара человек из «молодежки» попробовали к этому вернуться, руководство решило, мол, давайте пробовать. Тогда мы решили войти в ту же самую воду, в которую, говорят, невозможно второй раз войти. Но сейчас мне кажется, что мы поступили правильно.

— А закрыт КВН был по политическим причинам? По цензурным?

— Я был мелкой сошкой, просто ведущим одной из передач, мне никто не сообщал этого. Но суть была в том, что в стране, наконец, благодать наступила, и чего эти квнщики будут изгаляться и шутить о нашей, такой замечательной действительности. Как я понимаю, так было решено в тот момент квновской истории, вот его и прикрыли.

— А как этот момент произошел? Вас вызвали и сказали «съемок больше не будет»?

— Нет, никто не вызывал. Молодежная редакция была достаточно сплоченной и тесной, чтобы каждый узнал, что «КВН закрыли».

— А мы можем сказать, что если коротко рассказывать историю закрытия первого КВН, то «дошутились»?

— Эта шутка на поверхности, но можно сказать и так.

— А сейчас можно так дошутиться, чтобы КВН опять закрыли или убрали с «Первого канала»?

— Я не пророк. Но мне в голову не приходит, чтобы сейчас это было возможно. В любом случае, КВН будет существовать. Он уже настолько всеобъемлющ, что играют от детских садов до армии. Мне рассказывали, что в тюрьмах играют в КВН!

— А есть то, что называется в современной журналистике «двойная сплошная» — то, над чем нельзя шутить?

— Никто не диктует, не предлагает, не просит. Я всегда говорю, что шутить можно про что угодно и кого угодно. Но когда «про кого», то шутка не должна быть оскорбительной. Шутка должна быть хорошей шуткой.

— Но кто-то посмеется, а кто-то обидится. Как понять, оскорбительна она или нет?

— Ничем не могу помочь. Кто-то оскорбится, обидится, и что теперь делать? Я на многие вещи в жизни обижаюсь, вы тоже обижаетесь, но это не значит, что мы в 100% случаев правы.

— Совершенно верно, поэтому я и пытаюсь понять, как нельзя шутить.

— Я не могу достать из кармана бумагу, где перечислены пункты. Про политическую сатиру я могу сказать, что КВН вообще не сатирическая передача. Это передача веселая, юмористическая. Конечно, сатира бывает, никто ее не сторонится.
Я придумал удобную фразу: «Как живем, так и шутим». Когда политики в нашей жизни много, политики много и в КВН. А когда политика немножко отпустила свою руку с горла обывателя, квнщики особо и не рвутся в политику.

— Мы помним, что прекрасный бывший кинотеатр «Гавана», который сейчас называется «Планета КВН», был вам передан при личном участии Владимира Путина. На вашем месте я бы, если честно, постарался про Путина особо не шутить после такого. И следил бы, чтобы другие не очень шутили.

— Мне это даже это в голову не приходило! А вот эта легенда о роскошном кинотеатре «Гавана», которого Москва лишилась в результате агрессии квнщиков во главе с Масляковым на лихом коне, — это все передержки. Здание находилось в чудовищном состоянии, треть была заколочена. При этом, когда мы эту треть осматривали, нашли замечательные столы для казино, приватные кабинеты — все в хорошем красном цвете.

— Я не случайно спросил о шутках про Путина. На Ютьюбе есть отличный ролик — эволюция шуток про Путина в КВН. Самая первая — 99 год: «Рейтинг Путина растет, уже догнал Микки Мауса, приближается к Бивису и Батхеду». Зал хохочет. Проходит 16 лет, 2015 год: «На прямой линии женщина сказала, что не может забеременеть, уже на следующий день родил ее муж». Зал хохочет. Очевидно, что шутки эволюционируют в сторону большей подобострастности. Вам это заметно?

— Нет, я так не классифицирую. То, что шутки были в 1999 и в 2015 годах — это замечательно. Главное, чтобы не было оскорбительно для человека, про которого шутят: Путин ли это, или министр обороны, не важно.

— А как осуществляется отбор и предварительная редактура того, что говорит команда со сцены?

— Последнее слово за мной. Сначала команды общаются с редакторами, пишут и репетируют. Где-то за неделю до съемок я имею удовольствие появиться на репетиции, где мы вместе с редактором что-то отбираем — у нас формат и хронометраж, поэтому отбираем только то, что нам кажется интересным.

— Часто приходится говорить: «Это не пойдет»?

— Иногда говорю, но не так формулирую. Я могу сказать: «Это не самый удачный поворот в этой шутке».

— Просто пример: мне один из квнщиков рассказывал, что у него зарубили шутку «Навальный выше Путина на Медведева». Она обидная? Она оскорбительная?

— Она не очень. Я бы не взял ее и сейчас. Во-первых, много чести для Навального. Во-вторых, как-то построена она не очень по-доброму.



— А такие имена как Соболев, Сатир, Поперечный вам что то говорят? Это современные модные ютьюберы, которые смешат.

— Ну, дай Бог! Я повторюсь, я — не человек из интернета, я — человек из телевизора. Я не слежу, нет времени на это.

— А как вы объясняете, что многие из этих людей к КВН относятся негативно?

— И меня кто-то не любит. Простите, и вас кто-то не любит. Это жизнь, это люди!

— Например, Илья Соболев давал интервью Юрию Дудю. Соболев — один из ярких современных юмористов-ютьюберов. И он как раз сетовал на то, что сложно пробиться, не играя в КВН. А КВН — это такая мафия, где все регулировано, все зависит от Маслякова.

— Я не могу на это ответить, поскольку не очень знаком с творчеством этого человека. Но какая мафия? Сегодня они играют в КВН, а завтра они не играют в КВН. Сегодня есть команда, завтра она перестала играть в КВН, люди продолжают работать, учиться. Через шесть лет они могут собраться, тряхнуть стариной.

— А считаете ли вы своей заслугой появление «Камеди Клаба»?

— Я вообще не считаю своей заслугой появление того или иного. Ребята в «Камеди Клаб» — выходцы из КВН. Они выбрали такую дорогу себе. Сейчас у них, по-моему, меньше мата, но я не слежу.

— Согласны ли вы, что «Камеди Клаб» фактически создал из КВН рынок за счет того, что он более монетизирован? За счет того, что стал платить большие деньги?

— Да-да-да. Этот момент есть. Ну, ребята выбрали свою дорогу. Когда только начинали, и они это помнят, предлагали мне вступить в это будущее дело.

— В каком качестве, интересно?

— В качестве одного из тех, кто будет создавать этот новый КВН. Может быть, я был не прав, но я сказал: «Ребята, КВН — это течение. Сегодня в нем эти, завтра те, а вы хотите создать какое-то озерцо, где будут только определенные лица». И я отказался.

— А почему в КВН люди не зарабатывают столько, сколько в «Камеди Клабе»?

— У нас другая игра. Вы говорите, что они зарабатывают большие деньги. Значит, это игра в том числе и на деньги. У нас деньги не стоят во главе угла или даже рядом с этим углом.

— Хотел еще спросить у вас про сам юмор. Насколько он ускоряется, если сравнивать, например, 80-е и сейчас? Насколько стал быстрее поток шуток?

— Безусловно, он стал быстрее, как и события в нашей жизни. Не потому что я в таком возрасте, что мне кажется, будто все летит значительно быстрее, чем было в годы моей молодости. Просто так и есть — все достаточно быстро, иногда трудно уследить за тем, что было вчера, а вот оно завтра наступило.

— А как это отражается на сцене КВН? Я тут говорил с Александром Пушным, тоже известным в прошлом квнщиком. Он сказал, что сейчас самая часто используемая в КВН фраза — «Так, стоп!», потому что клиповое сознание, потому что все время нужно отбивать. Вы согласны с этим?

— Наверное. Если примитивно объяснять, игроки стали менее многословны. Они стараются точнее сформулировать свои шутки, но и короче.

— Стало ли в КВН сейчас больше смешных шуток за счет наработанного опыта, профессионализации?

— Это количеством не меряется, Леша. Сегодня команда фонтанирует, завтра нет. Самое сложное, а может и интересное, что какая бы команда ни была талантливая, как бы мы с ней ни работали, предсказать результат невозможно. Поэтому я до сих пор часто переживаю накануне съемок очередной игры. Я не знаю, как она пройдет. В каком состоянии будут ребята, переусердствуют, устанут при подготовке ночных изобретений для своей команды. Понимаете? Результат неизвестен.

— Глядя со сцены в зал, вы все эти годы видите примерно одинаковый возраст приходящих людей?

— Нет, разный абсолютно! Приводят детей, приходят дети постарше, приходят люди, когда-то игравшие в КВН. Бывает, собирается скучный и инертный зал. От этого скучно и командам. В третий раз скажу — результат неизвестен. Это самое сложное и самое интересное. Хотя нервов уходит много.

— Неужели вы до сих пор волнуетесь, выходя на сцену? Через полвека?

— Сейчас на меня будут смотреть как на идиота — я каждый раз очень волнуюсь стоя за кулисами, перед тем, как сделать этот шаг. В неизвестность, в определенном смысле.

— А вам понравилась знаменитая реприза Михаила Галустяна в образе Кадырова, когда он вернулся в КВН после долгого отсутствия?

— Это был какой-то юбилей КВН, который мы снимали в Кремлевском дворце. Он был блистателен в образе Кадырова. Кадыров был, по-моему, доволен.

— Ну, как мы знаем, — да.

— И Галустян тоже. И зрители — главное.

— И Путин смеялся, насколько мы видели.

— Я не видел. Когда приходит Владимир Владимирович, мне есть еще куда посмотреть. В основном я на сцену смотрю. Хотя, когда я вижу, что ему интересно, мне нравится.

— Вам часто кажется, что вы не понимаете, над чем смеется зал?

— Мне посчастливилось провести все эти 55 лет с молодыми. Если я чего-то не понимаю - они мне объяснят.


Оригинал публикации: Большое интервью Александра Маслякова: про КВН, цензуру, Путина, Навального и юмор



×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!