Лаборатория КВН. Разминка: главный конкурс или атавизм

1 1

Дисклеймер: Не читайте, если не разбираетесь в КВН

ЗА ЧТО МЫ ВСЕ ЛЮБИМ РАЗМИНКУ

Магия разминки вполне понятна: когда на сцене прямо на твоих глазах рождается маленький шедевр остроумия — это поражает, это притягивает, это заставляет желать продолжения. По тем же причинам в любой компании, настроенной на развлечение, хохмач, мгновенно реагирующий на события, будет гарантированно окружен повышенным вниманием.

Считается, что около 5% людей являются создателями, а, соответственно, порядка 95% — потребителями. И эти потребители завороженно смотрят на то, что делают создатели. Завидуют, хейтят, критикуют, пользуются, воротят нос, но обязательно смотрят, чтобы потом опять завидовать, критиковать, пользоваться или хейтить. И большинство зрителей тоже подходят под эту схему. Они не обладают такими же скоростными способностями созидания, как стоящие на сцене игроки, и поэтому восхищены воочию наблюдаемыми актами творения.

Что делают режиссеры кино, чтобы максимально обострить кульминационный момент? Правильно: включают таймер. Как это ни банально, но прием с таймером работает практически всегда. И поэтому акты творения, загнанные не только в 30 секунд, но и в состояние конкуренции с другими командами, обостряют восприятие происходящего. И, как и в хорошем кино, зрители больше оценят акт, в котором сочетаются и скорость, и неожиданность, и смысл, и качество исполнения.

Все это теоретически обеспечивает смотрибельность разминки, ее развлекательность и ее необходимость для игрового шоу на сцене. Теоретически…

В ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ СОРЕВНУЮТСЯ В РАЗМИНКЕ?

Как и сам КВН, разминка трансформировалась. Если на второй заре КВН, в 1987-90 годах, зрители и игроки ценили находчивость и веселость одинаково, то, начиная приблизительно с миллениума, находчивость вдрызг проигрывает веселости.

Разминка в финале 1986-87. "Одесские джентельмены" против МХТИ (тайминг 38m21s):

Разминка в Высшей лиге КВН 2003, 1/2 финала, День первый (тайминг 5m49s):

Это общая тенденция — ее можно наблюдать не только в разминке. Суть запросов зрителя к КВН за 30 лет плавно сместились на радикальную позицию «если это не смешно, значит, это плохо».

Красивые ответы, предполагающие интеллектуальное превосходство над соперником, сейчас чаще всего вызывают не более чем улыбку или, того хуже, просто понимание сказанного со сцены. Гораздо чаще вызывают смех нелепые фразы, имеющие отношение к конкретному персонажу и его образу, или какие-то удачно пришедшие в голову «подколы», похожие на естественный треп.

Вопросы для размышления №1: Имеет ли смысл считать обязательным импровизационный конкурс, в котором команды соревнуются в способности рассмешить зал любыми методами? Или трансформация содержания разминки должна изменить и ценность этого конкурса для итога игры?

Так как импровизация (а уж тем более смешная импровизация) не может быть бесконечно удачной, разминки не могут быть постоянно смешными. Слишком много внешних факторов влияет на акт творения и его восприятие.

ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ КОНКУРСА, ГДЕ ФАРТ СОРЕВНУЕТСЯ СО СТРЕССОМ?

Для зрителя разминка — это отличное развлечение. Зрители удобно расположились в зале и ожидают пиршество юмора. Ровно в то же время разминка для команды — это стресс.

Если кто-нибудь из вас попадал в экстремальную ситуацию, вспомните свое состояние, вспомните, как быстро приходил вам на ум правильный вариант действий и как вы его реализовывали. А смогли бы вы в таком состоянии придумать хорошую шутку?

Для того, чтобы находиться в оптимальном расположении духа и выдавать результат на разминке, команде должно «подфартить» очень во многом. Для начала, это настроение самой команды, зала и жюри. На настроение команды влияет все, что предшествовало игре и произошло на ней: индивидуальные особенности переживания стресса, процесс написания и постановки других конкурсов от идеи до генеральной репетиции, эмоциональный багаж каждого игрока, с которым он подошел к игре.

«Фартить» должно и в вопросах. Далеко не на каждый вопрос можно достойно ответить и пошутить. Когда команда играет против команды, то есть задает свой вопрос, а позже озвучивает и свой ответ, меньше всего ей хочется, чтобы ответ соперника был смешной. И поэтому при такой схеме зритель может услышать вопросы, сформулированные так, чтобы быть максимально неудобными для импровизации соперника. А значит, количество удачных ответов будет стремиться к минимуму.

Когда вопросы задает зритель, они могут отличаться: отсутствием оригинальности, плохими формулировками, странными темами, да и просто быть дурацкими. В итоге, мы получаем разминку, в которой команды шутят не по теме вопроса, а над самим человеком, задающим вопрос, к тем, кто был до него, или цепляются к членам жюри.

Вопросы для размышления №2: имеет ли смысл ждать потока шедевров среди шуток, придуманных в стрессовой ситуации и на неудобные вопросы? Или стоит относиться к этому конкурсу как к лотерее, в которой выигрышных билетов изначально единицы?

НЕ УМЕЕШЬ ИГРАТЬ В РАЗМИНКУ - ПЛОХОЙ КАВЭЭНЩИК?

Представим следующую ситуацию: Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов договорились позабавить публику необычным аттракционом. По условиям аттракциона оба писателя должны придумывать и рассказывать очень короткие истории на заданные темы. На обдумывание каждой истории у них не более 30 секунд. В итоге Лев Николаевич практически всухую проиграл Антону Павловичу.

Является ли Толстой плохим писателем? Вряд ли. Тем не менее, в кавээновской среде часто развешивают ярлыки: умеешь играть разминку — «бог» КВН, не умеешь — плохой кавээнщик.

Среди кавээнщиков есть люди с совершенно разными характерами. Не будем сильно углубляться в психологию и условно поделим всех кавээнщиков на экстравертов и интровертов. Кавээнщик-экстраверт импульсивен, активен, восприимчив, находчив, то есть любит придумать шутку, тут же ее сказать и сразу почувствовать реакцию. Естественно, его стихия — разминка. А кавээнщик-интроверт не следует внезапным побуждениям, любит порядок, любит все обдумать, то есть многократно взвесить все мысли и формулировки и выбрать максимально выгодное, возможно, драматургическое их представление. Его стихия — постановочные конкурсы. Кто из этих двоих плохой кавээнщик? Результат чьего творчества более ценен?

Вопросы для размышления №3: являются ли «шутки за 30 секунд» высшим мерилом творческой состоятельности, превосходящим «шутки за 30 дней», стоит ли такой продукт 6 баллов, превосходит ли такой продукт по интеллектуальным вложениям другие конкурсы? Или приоритеты необходимо расставить в обратном порядке?

ПОДКЛЮЧАЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВКОНТАКТЕ

mode2600x400_20171130113452c4247730ba.jp

mode2600x400_20171130112902cd9aaa8317.jp

mode2600x400_20171130112912997f9a7abd.jp

mode2600x400_201711301129187d867d690b.jp

mode2600x400_20171130112928d2b448369c.jp

mode2600x400_20171130183331620cd309d2.jp

ЭТО ТОЛЬКО ИНТРО

Список озвученных вопросов не является окончательным. Впредь мы будем называть такие стартовые размышления по теме ИНТРО, потому что они являются именно интро к дальнейшему обсуждению, для которого открыты комментарии ниже. Нужно только авторизоваться.

Мы знаем, что есть убежденные в том, что разминка – главное мерило качества команды, поэтому она должна быть в каждой игре. Также есть зрители, считающие, что разминка в классическом виде уже не актуальна. Так кто из них прав?

×
Добрый день! Сайт kvn.ru использует cookie-файлы, а также метрики Яндекс и Google для получения статистики, помогающей оценить работу сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и учет вашего посещения в метриках Яндекс и Google. Это совершенно безопасно!